Насос-дозатор, он же гидроруль — это специальный гидравлический узел рулевого управления, который предназначен для нормированной подачи потока рабочей жидкости (минерального машинного масла) в управляющие гидроцилиндры поворотного механизма сельскохозяйственной или иной специальной техники.
Такое рулевое управление техническим средством называют еще гидрообъемным рулевым управлением (ГОРУ). Основным параметром насос-дозатора является значение рабочего объема подаваемой в гидроцилиндр жидкости за один оборот вала гидроруля.
Стандартный комплект рулевого управления с насос-дозатором состоит из 4 узлов:
- Насос-дозатора.
- Гидроцилиндра поворота колес.
- Насоса-питания
- Масляного бака.
Все эти узлы соединены между собой маслопроводными шлангами. Существуют отличия в различных комплектах насос-дозаторов. Есть более простые комплекты, предназначенные для установки на технические средства небольшой мощности. Есть более сложные комплекты для установки на мощные машины. Иногда в комплекты вводятся дополнительные узлы, призванные обеспечить обратную связь между дорожным полотном и рулевым колесом.
Принцип работы насос-дозатора (гидроруля)
При прямолинейном движении транспортного средства полости гидроцилиндра заперты поясками золотника насос-дозатора. Рабочая жидкость (минеральное масло) насосом питания свободно перекачивается из масляного бака по маслопроводным шлангам через насос-дозатор обратно в масляный бак. При повороте рулевого колеса в какую-либо сторону золотник насос-дозатора сдвигается относительно гильзы и масло начинает поступать в гидроцилиндр поворотного механизма. Гидроцилиндр поворачивает колеса или полураму управления. Причем чем больше поворот рулевого колеса, тем больший зазор делает золотник насос-дозатора, пропорционально увеличивая подачу масла в гидроцилиндр, и тем быстрее происходит поворот колес.
Современные насос-дозаторы имеют противоударные предохранительные клапаны, предназначение которых заключается в защите от скачков давления в гидросистеме управления, которые могут возникать от ударов колес во время движения по дорожному полотну. В конструкции насос-дозаторов существуют и предохранительные клапаны, предупреждающие потерю рабочей жидкости в результате обрыва маслопроводных шлангов. Для предотвращения явления кавитации в противоположных полостях гидроцилиндров насос-дозатор имеет противовакуумные предохранительные клапаны.
Многие рулевые механизмы современных тракторов оборудованы гидроусилителями руля (ГУР). Некоторые собственники готовы снять гидроусилитель и купить насос-дозатор, гидроруль. Для упрощения установки насос дозатора на трактора МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6 и Т-25, Т-40 нашими специалистами для Вас разработаны нестандартные комплекты переоборудования. Нужно напомнить, что в случае применения насос-дозаторов отсутствует механическая связь между рулевым колесом и управляемыми колесами. Поэтому такую систему управления как гидроруль не рекомендуется устанавливать на механизмы со скоростью движения более 50 км/ч.
Ремонт насос дозатора, гидроруля, ГУРа
Выход из строя системы насос-дозатора приводит к неуправляемости технического средства, что на высоких скоростях однозначно приводит к аварии. С учетом того, что гидроруль устанавливается на тяжелом многотонном транспортном средстве, потеря управления может привести к гибели не только водителя, но и окружающих его других людей. В связи с вышеизложенным, нельзя забывать о своевременной профилактике и ремонте насос-дозатора.