Гидравлический усилитель руля (ГУР) — гидравлическая система рулевого механизма, основное предназначение которой - облегчение управления движения транспортного средства при одновременном сохранении требуемой «обратной связи» между рулевым колесом и дорожным полотном, обеспечение устойчивости и предсказуемости траектории движения транспортного средства. Современная тяжелая спецтехника не может обойтись в управлении без таких устройств как гидроусилитель руля.
При отказе гидроусилителя транспортное средство не теряет управления, так как механическая связь между рулем и направляемыми колесами сохраняется в любом случае. Однако рулевое колесо при этом становится «тяжелым» и неинформативным. Длительная эксплуатация технического средства с неработающим ГУР запрещена. Во-первых, такое управление может привести к полной поломке ГУР, следствием чего Вы будете вынуждены купить гидравлический усилитель руля (ГУР) в сборе и провести полную его замену. Во-вторых, тяжелая машина становится трудноуправляемой и передвижение на ней может привести к тяжелой аварийной ситуации.
Устройство ГУР
Гидроусилитель руля монтируется на имеющемся рулевом управлении и состоит из таких узлов:
- Насос. Предназначен поддерживать рабочее давление жидкости в системе и обеспечивать ее циркуляцию. Насос приводится в действие от двигателя ременной передачей и устанавливается прямо на нем.
- Распределитель. Перераспределяет прокачиваемые насосом объемы рабочей жидкости, наполняя правую или левую полость гидроцилиндра, или направляет жидкость в бачок. Устанавливается прямо на валу рулевого привода или на его элементах. Распределители бывают осевые, в которых золотник перемещается без вращения поступательно, и роторные, когда золотник делает вращательные движения.
- Гидроцилиндр. Под давлением поступающего в одну из полостей гидроцилиндра масла (рабочей жидкости), поршень гидроцилиндра толкает шток в нужную сторону и тем самым поворачивает колеса.
- Бачок рабочей жидкости. Является резервной емкостью, в которой хранится рабочая жидкость. В бачке обязательно присутствует фильтрующий элемент и есть щуп контроля уровня рабочей жидкости.
- Соединительные шланги. Так как гидроцилиндр и распределитель в ГУР представляют собой конструктивно единое целое, то соединение между насосом и этим узлом производится шлангами высокого давления. Шланги низкого давления устанавливаются между распределителем и бачком для рабочей жидкости.
Принцип работы гидроусилителя (ГУР)
Работа гидроусилителя базируется на смещении золотника при повороте рулевого колеса. Когда колеса стоят прямо, рулевое колесо не вращается, насос прокачивает рабочую жидкость по контуру системы, минуя гидроцилиндр.
Как только рулевое колесо начинает вращаться в одну из сторон, золотник перекрывает одну из магистралей распределителя и направляет рабочую жидкость в определенную полость (правую или левую) гидроцилиндра. Жидкость в гидроцилиндре давит на поршень со штоком, поворачивая направляющие колеса в соответствующую сторону. Колеса в свою очередь разворачивают и корпус распределителя. Как только рулевое колесо останавливается, восстанавливается нейтральное положение корпуса распределителя и золотника. Жидкость, минуя гидроцилиндр, течет через сливную магистраль по контуру в распределительный бачок. Насос просто прокачивает масло в системе.
Поворачивая рулевое колесо в другую сторону, водитель тем самым смещает золотник и начинает наполняться другая полость гидроцилиндра. Рабочая жидкость из первой полости сливается в распределительный бачок.
Гидроусилители (ГУР) устанавливаются на все средства, скорость передвижения которых может превышать 50 км/ч, на грузовые автомобили КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, ЗИЛ-Бычок. Заводами производителями тракторной техники также предусматривается комплектация ГУРами, на таких как МТЗ, ЮМЗ, Т-40, Т-150, К-700, К-701. А вот трактор ДТ-75 и бульдозер Т-130, Т-170 устанавливают сервомеханизм. Рулевое управление тяжелыми тракторами, грейдерами, погрузчиками и комбайнами c меньшей скоростью движения оснащается другим гидрооборудованием: насос-дозаторами (гидрорулями).